STOICKA.RU

Творческая биография художников Биография Серебряковой Зинаиды Евгеньевны Картины художницы Серебряковой Зинаиды Евгеньевны


Хронология творчества
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Мир художественного искусства
Серебрякова Зинаида. За туалетом. Автопортрет
 
Мир художественного искусства

opis Картина «За туалетом. Автопортрет»

opis 1909 год
opis Холст на картоне, масло
opis 75 x 65





Выставка живописи.

Картина «За туалетом. Автопортрет»

Особенно тепло привлекла на себя внимание публики и критики в 1910 году картина «За туалетом. Автопортрет». Тогда молодая художница, впервые чувствовала в Петербургской выставке «Союза русских художников», где выставила тридцать своих работ.

«За туалетом. Автопортрет» был создан Зинаидой Евгеньевной в 26 лет и сразу же отмечен признанием Александра Бенуа. «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. Картина потрясает своей свежестью и новизной подхода к задачам автопортрета, уверенным мастерством, обаятельностью образа. Тонкость живописной палитры, изящные очертания предметов женского туалета, грациозность всего облика героини - лишь средство для выявления художницей собственного идеала - природной естественной простоты.

В пикейно - кисейной спаленке с умывальным столом в одном углу, и, с постелью — в другом, расчесывает тяжелые волосы угловато - нежное розовато - белое юное существо, худенькое и застенчивое. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Зеркало — это мы, зрители. В наши глаза, в наше сердце заглядывает ее то ли смешливый, то ли грустный взор. В тяжелых бронзовых подсвечниках стиля ампир стоят на подзеркальнике белые свечи, в вышитую подушечку воткнуты шляпные булавки, открыта шкатулка с бусами, приготовлена пудреница, флаконы с духами, кружевной платочек. Нарядный, уютный натюрморт, блистающий свежестью и чистотой интерьер окружили странную героиню портрета, которая надела на левую руку браслет, а в правой держит щетку для волос. Но мы вдруг видим, сколь громадны эти руки — чужие, совсем чужие в композиции; сильные, почти мужские руки. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их.

Окрыленная успехом своего первого выступления, художница в начале 1910-х годов много работает в портретом жанре, и каждая из них отличалась значительностью замысла. В каждом портрете Серебрякова решала новую для себя задачу.