С 1914 году Александр Бенуа руководит проектом по росписи интерьеров Казанского вокзала в Москве. Постройка огромного здания по проекту архитектора А. В. Щусева близилась к концу. В 1915 году к работам он привлекает Кустодиева, Лансере и Добужинского. По указаниям Рериха, Замирайло, написал два огромных панно для оформления Казанского вокзала.
В этом же году Серебрякова впервые обращается к монументальному искусству и пишет на темы античного мира, пишет эскизы на мотивы мифа о Диане и Актеоне. Бенуа привлекает Зинаиду Евгеньевну Серебрякову для оформления одного из залов Казанского вокзала. Художница выполнила эскизы четырех панно для интерьера вокзала.
В тесных восьмиугольных люнетах Серебрякова разместила прекрасные фигуры молодых женщин, олицетворяющие страны Востока: Индию, Японию, Сиам и Турцию. Обладая тонким композиционным чутьем, Серебрякова точно вписывает фигуры в восьмиугольники, находя ритмическое соответствие между позами женщин и формой люнетов. Фигуры женщин написаны ею в сильных и неожиданных движениях, в глубоких пространственных решениях. Плоскости люнетов воспринимаются как оконные проемы, на рамах которых в различных позах сидят обнаженные смугло — золотистые женщины, с разными телосложениями и с разными выражениями лиц. Декоративный эффект обеспечен не только смелой композицией, но и колористическим контрастом тонов смуглого тела и темно — синего фона.
Выполнить роспись Серебряковой так и не удалось, но сохранившиеся эскизы говорят о том великолепии мастера, которым она могла бы стать, работая в области монументальной живописи.
Первый масштабный замысел росписи Казанского вокзала так и не осуществился, хотя все работы были практически доведены до конца. |