STOICKA.RU

Творческая биография художников Биография Серебряковой Зинаиды Евгеньевны Картины художницы Серебряковой Зинаиды Евгеньевны


Хронология творчества
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Мир художественного искусства
Серебрякова Зинаида. Беление холста
 
Мир художественного искусства

opis Картина «Беление холста»

opis 1917 год
opis Холст, масло
opis 141,8 x 173,6





Выставка живописи.

Картина «Беление холста»

В творчестве Серебряковой большое место занимают жанровые картины на темы крестьянской жизни. Крестьянская тема - едва ли не основная в творчестве Серебряковой. Особенно много она работала над нею в Нескучном. Там были написаны лучшие картины: «Жатва» (1915), «Беление холста» (1917), «Спящая» (1917). Мотивы Нескучного навсегда захватили Серебрякову. Поэзия ее творчества, душевная гармония и ритмы ее произведений сложились в тишине этой усадьбы, в дружбе с крестьянскими девушками и ребятишками.

Крестьяне Серебряковой — это идеальные народные типы, светлые и возвышенные, а крестьянские девушки стали для Серебряковой эталоном настоящей, объективной женской красоты.

Новая картина «Беление холста» после первого варианта, оставшегося незаконченным, была завершена в 1917 году. Это произведение, воплотившее новые  художественные представления Серебряковой, наиболее монументально из всех ее работ.

Идея картины «Беление холста» родилась у Зинаиды Евгеньевны, когда она наблюдала у речки Муромки, как обрабатывают ткани. Красота людей, родной земли, красота труда, наполненного простым и ясным смыслом — в отличие от городского суетного, обманчивого мира, неотразимо притягивала восприимчивую и эмоциональную художницу.

Повествовательная сторона многофигурной композиции «Беление холста» может показаться весьма простой: три девушки стоят с холстами в руках, да четвертая расстилает за ними холст на склоне холма; узкая гряда земли почти исчезает у нижнего края картины, справа лишь угадывается какое - то чахлое дерево.

Точка зрения «от земли», заставляя видеть фигуры снизу, вызывает впечатление их почти титанического роста, кажущегося естественным хотя бы потому, как легки и свободны движения девушек. Каждая из них отмечена своим цветовым акцентом, вливающимся в праздничное живописное целое: коричневое, синее, красное, синее с темно — зеленым их одежд связаны золотистыми тонами холстов и золотисто — коричневыми тонами обнаженных до колен ног. Интенсивные красочные пятна создали сильный зрительный эффект. Он вызван и тем, что девушки показаны в энергичных движениях, оборачивающимися и всматривающимися в глубину. Динамика их фигур, определенность силуэтов, крутые изгибы контуров, полнота рельефа — все удерживает внимание. Фигуры распределены в плоскости изображения. Относительно небольшая картина смотрится словно монументально  — декоративная роспись какой - то высокой стены. Со времени выставочного дебюта Серебряковой прошло совсем немного времени. Всего лишь за восемь лет она от первых портретов, имевших камерный и лирический характер, перешла к монументально — выразительным композициям, посвященным труду народа; от любования окружавшими ее в комнате мелочами обратилась к торжественно звучавшим обобщениям в скупых композиционных решениях; очарование света и цвета ранних пленэрных этюдов уступило место строгости насыщенных красок. Ее искусство стало богаче и глубже.

Когда в 1919 году в Харькове проходила первая пролетарская выставка, Зинаида Евгеньевна Серебрякова приняла в ней участие. Репродукция с картины художницы «Беление холста» была помещена в журнале «Пути творчества».