В творчестве Серебряковой большое место занимают жанровые картины на темы крестьянской жизни. Крестьянская тема - едва ли не основная в творчестве Серебряковой. Особенно много она работала над нею в Нескучном. Там были написаны лучшие картины: «Жатва» (1915), «Беление холста» (1917), «Спящая» (1917). Мотивы Нескучного навсегда захватили Серебрякову. Поэзия ее творчества, душевная гармония и ритмы ее произведений сложились в тишине этой усадьбы, в дружбе с крестьянскими девушками и ребятишками.
Крестьяне Серебряковой — это идеальные народные типы, светлые и возвышенные, а крестьянские девушки стали для Серебряковой эталоном настоящей, объективной женской красоты.
Новая картина «Беление холста» после первого варианта, оставшегося незаконченным, была завершена в 1917 году. Это произведение, воплотившее новые художественные представления Серебряковой, наиболее монументально из всех ее работ.
Идея картины «Беление холста» родилась у Зинаиды Евгеньевны, когда она наблюдала у речки Муромки, как обрабатывают ткани. Красота людей, родной земли, красота труда, наполненного простым и ясным смыслом — в отличие от городского суетного, обманчивого мира, неотразимо притягивала восприимчивую и эмоциональную художницу.
Повествовательная сторона многофигурной композиции «Беление холста» может показаться весьма простой: три девушки стоят с холстами в руках, да четвертая расстилает за ними холст на склоне холма; узкая гряда земли почти исчезает у нижнего края картины, справа лишь угадывается какое - то чахлое дерево.
Точка зрения «от земли», заставляя видеть фигуры снизу, вызывает впечатление их почти титанического роста, кажущегося естественным хотя бы потому, как легки и свободны движения девушек. Каждая из них отмечена своим цветовым акцентом, вливающимся в праздничное живописное целое: коричневое, синее, красное, синее с темно — зеленым их одежд связаны золотистыми тонами холстов и золотисто — коричневыми тонами обнаженных до колен ног. Интенсивные красочные пятна создали сильный зрительный эффект. Он вызван и тем, что девушки показаны в энергичных движениях, оборачивающимися и всматривающимися в глубину. Динамика их фигур, определенность силуэтов, крутые изгибы контуров, полнота рельефа — все удерживает внимание. Фигуры распределены в плоскости изображения. Относительно небольшая картина смотрится словно монументально — декоративная роспись какой - то высокой стены. Со времени выставочного дебюта Серебряковой прошло совсем немного времени. Всего лишь за восемь лет она от первых портретов, имевших камерный и лирический характер, перешла к монументально — выразительным композициям, посвященным труду народа; от любования окружавшими ее в комнате мелочами обратилась к торжественно звучавшим обобщениям в скупых композиционных решениях; очарование света и цвета ранних пленэрных этюдов уступило место строгости насыщенных красок. Ее искусство стало богаче и глубже.
Когда в 1919 году в Харькове проходила первая пролетарская выставка, Зинаида Евгеньевна Серебрякова приняла в ней участие. Репродукция с картины художницы «Беление холста» была помещена в журнале «Пути творчества». |