Описание картин, биография творческих людей и гениальных личностей: http://stoicka.ru

 
 

Питер Брейгель

Константин Федорович Юон

Передвижники

Константин Коровин

"Я язычески поклоняюсь природе и восхищаюсь ею и думаю, что рай - на земле. Ад же тут делают люди по несовершенству нашему, так как жизнь есть радость и имеет много того, чтоб ей быть". К. Коровин.

 

Не каждый художник обладает способностью видеть цвет в окружающем мире так, чтобы перенести его на полотно во всем подлинном богатстве и многообразии. Эта способность чаще всего бывает врожденной. Ею в высокой степени был наделен Константин Коровин, талантливый художник.

Его дарование появилось уже в годы ученичества в Московском училище живописи и зодчества, куда он поступил в 1875 году. Занимаясь мастерской выдающегося пейзажиста А.К. Саврасова, Коровин вместе с другом своим, И. Левитаном, учился видеть и переносить на полотно изменчивую и одухотворенную жизнь природы. Другим их учителем в пейзажной живописи стал В.Д. Поленов, пришедший в училище на место Саврасова и продолживший его педагогическое направление. Поленов открыл молодым художникам красоту чистого, открытого цвета, напоенного солнечным светом.

Поленов был для Коровина не только педагогом - его семья дала лишенному семейного тепла Костеньке ощущение домашнего очага, доверия, взаимной поддержки. Особенно памятны были ему летние дни в деревне Жуковка на Клязьме - здесь Поленовы снимали дачу в 1880-х годах. Коровин запечатлел красоту и радость этих дней в этюдах 1887-1889 гг., которые обычно и называют "жуковскими". Лучший из них - "За чайным столом".

За чайным столом. 1888. Холст на картоне, масло.

Этюд - картина, в которой молодой художник смешивает все привычные рамки и определения живописи. Не боясь о жанре, он соединяет портреты с пейзажем и великолепным натюрмортом, в котором многократно усилены и выражены радость и свежесть летнего утра, веселый разговор, молодость и обаяние сидящих за столом людей. В этюде "В лодке" Коровин изобразил себя вместе с художницей Машей Якунчиковой на речной прогулке.

В лодке. 1888. Холст, масло.

Художественный опыт учителей Коровин воспринял широко и творчески, обладая смелостью в живописных поисках и яркой индивидуальной манерой. Эти качества молодого художника определили не только его собственную творческую судьбу, но и многие перемены в русском искусстве XIX - начала XX века, ибо К.А. Коровин стал одним из наиболее значительных представителей русского импрессионизма.

В этом художественном направлении рубежа веков выявились и сформировались самые принципиальные для русского искусства изменения, связанные с новыми живописными возможностями. В работах К. Коровина, начиная с первой, представленной на ученической выставке в 1883 г. - "Портрета хористки".

Портрет хористки. 1887. Холст, масло.

Эти возможности реализовались с такой наглядностью, что молодому художнику пришлось с первых шагов вынести шквал негодования от старшего поколения художников, от зрителей и критиков, привыкших к традиционной манере живописи. Он мог гордиться тем, что одним из первых заслужил определение "декадент". В ту пору само слово "импрессионизм" произносилось как приговор, а чиновники смешивали его с политическими течениями. Коровин вспоминал, что у него в министерстве внутренних дел узнавали разницу между импрессионизмом и социализмом.

Что же такое было в картинах Коровина? Прежде всего многие из них не являлись картинами в традиционном представлении - они могли считаться лишь этюдами с натуры, то есть рабочим материалом художника, и выставлять их на всеобщее обозрение было не принято (В.Д. Поленов одним из первых нарушил это неписанное правило, выставив в начале 1880-х годов серию восточных этюдов). В таких работах сохранялись живая связь с изображаемым, живописная свобода и неоформленность, свойственная этюдам. Отказываясь дописывать работы по памяти в мастерской, Коровин утверждал ценность "чудного мгновенья", запечатленного на холсте.

В мастерской художника.

Около 1890-х гг.. Холст, масло. 120х57.4

Он стремился как можно точнее передать реальность, которая, меняясь ежесекундно, ускользает от художника.

Традиционная живопись изображает реальность "как должно быть". Новизна живописи Коровина и его товарищей - художников заключалась прежде всего в том, что они пытались написать "как есть", максимально приближаясь к ускользающей красоте мира. Это требовало новых живописных приемов - светлого колорита, составленного из чистых, звучных красок, живого широкого трепещущего мазка. Коровин утвердил равноправие этюда по отношению к картине. А традиционалистам такие работы казались неряшливыми, недописанными, почти неприличными. Сейчас эти картины, вызвавшие такое негодование, являются классикой русского искусства.

Огромное значение имели для Коровина поездки во Францию, Италию, Испанию. Впечатления от художественной жизни Парижа, изучение современной французской живописи укрепляли художника в его собственных поисках. Живопись старых испанских мастеров обогащала и развивала в нем чувство цвета. В шедевре Коровина "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1886) появляется несвойственная ему ранее черно - серая гамма.

У балкона. Испанки Леонора и Ампара.

Париж. 1886. Холст, масло.

В 1890-е годы в произведениях Коровина возникает лирический образ женщины в пейзаже или в интерьере. Это становится как бы его собственной "формулой" поэзии и красоты окружающего мира. Таковы картины "Летом" (1895), "Бумажные фонари" (1898).

Летом. 1895. Холст, масло. 64.3х46,3

Черемуха. 1912. Холст, масло.

Бумажные фонари. 1898. Холст, масло.

Личность художника неотделима от его творчества. В натуре Константина Коровина было много противоречивых черт. Такое сочетание считается истинно русским свойством: соединение необычайной работоспособности с ленью, жизнелюбия с болезненной мнительностью, разбросанности с внутренней сосредоточенностью, серьезностью в отношении к своему делу, бесконечными поисками правды и поэзии. Художник был истинным представителем богемы: легкомысленный, обаятельный молодой человек, любимец друзей и женщин. В жизни Коровина периоды напряженной творческой работы стремительно сменялись разнообразными удовольствиями. Его привычки и поступки свидетельствовали о внутренней свободе и пренебрежении условностями. Художник А.Я. Головин вспоминал, как однажды Коровин, придя к Поленовым в день Нового года, неожиданно остался у них на целую неделю, да так и прожил ее, не снимая фрака, в котором пришел!

Любовь художника к природе, связанная с детскими годами, воплотилась в страсть к охоте, рыбной ловле и путешествиям. Особенно любил он азартную мужскую компанию художников, в которой веселые взаимные розыгрыши перемежались с серьезными разговорами об искусстве. Все свойства характера складывались в единое целое - он был Художником.

Охотино. Ветреный день. 1920. Холст, масло.

Коровину был присущ художественный универсализм. Многие художники на рубеже XIX - XX веков обращались к смежным с живописью областям творчества - архитектуре, декоративному искусству, театральной декорации. Но Коровин в отличии от других особенно заметно повлиял на развитие этих видов искусства. Его архитектурные работы относятся к области выставочных зданий. На всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде павильон Севера, спроектированный и оформленный Коровиным, привлек всеобщее внимание. Увлечение Серовым, его величественной красотой, повлиявшее и на живописные поиски, возникло у художника в период путешествия с В.А. Серовым на Мурман в 1894 году. Привезенные оттуда этюды стали основой больших декоративных панно, украсивших павильон Севера.

Деревянная архитектура Севера стала прототипом и другой крупной архитектурной и декоративной работы Коровина - русского павильона на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. В бревенчатой вкладке стен и в пластичной узорной резьбе, без аляповатости, присущей многим проектам "русского стиля", Коровин сумел передать образ России, покоривший французов. Работа К. Коровина была удостоена нескольких золотых медалей. Не случайно к тому же 1900 году относится этюд "Сарай" - одно из наиболее поэтичных воплощений северных мотивов.

Сарай. 1900. Холст, масло. 49х60

Огромное значение в творчестве Коровина имел театр. Магия театрального действа, волшебство музыки, пения, танца и связанное с ним волшебство декораций и костюмов создании нового Константина Коровина, творящего фантастические миры широкой кистью с длинной ручкой. Кисть театрального декоратора пришлась ему по руке сразу же - с того момента, как В.Д. Поленов познакомил молодого Коровин с С.И. Мамонтовым, в доме которого зимой 1885 г. намечалась домашняя постановка оперы Н.А. Римского - Корсакова "Снегурочка". Декорации использовались по эскизам В.М. Васнецова, и его яркие сказочные образы захватили Коровина. Влияние театральных постановок отразились в "Северной идиллии" (1886), написанной Коровиным в форме декоративного панно.

Северной идиллия. 1886. Холст, масло. 113х153

Домашние спектакли положили начало Частной опере С.И. Мамонтова, а Коровин стал одним из постоянных его декораторов. Он открыл для себя в этом искусстве тот размах, те исключительные живописные возможности, который требовал его художнический темперамент. В декорациях к опере Делиба "Лакме" появляются синие деревья. Это ли не знак абсолютной художественной свободы художника?

Цвет приобрел в декорациях Коровина особенную роль и силу - именно на цветовых акцентах, на мощных красочных пятнах строился образ спектакля. Свои декорации Коровин не мыслил без слияния с музыкой, пением игрой актеров. Он и цвет воспринимал как музыку: "Красота сочетаний красок, их подбор, вкус, ритм - это и есть радость аккорда, взятого звучно", - писал художник.

В частной опере Коровин поставил целый ряд спектаклей: "Аиду", "Садко", "Снегурочку", "Хованщину", "Князя Игоря", вошедших в золотой фонд русского театрально - декорационного искусства. Его увлечение декорационной живописью было столь велико, что В.Д. Поленов видел в этом угрозу художественному развитию Коровина. На самом деле и в театре, и в станковой живописи Коровин решал одни и те же живописные задачи - один вид искусства дополнял и расширял возможности другого. Жизнь Коровина навсегда оказалась связана с театром. С 1903 г. он становится художником - декоратором Большого театра, а в 1910-м - главным декоратором Московских императорских театров.

Москворецкий мост. 1914. Холст, масло.

Стрельцы. 1911. Эскизы костюмов к опере М.П. Мусоргского "Хованщина".

Бумага, гуашь, алюминиевый порошок, графитный карандаш.

Мост. 1912. Холст, масло.

С 1901 г. Коровин вместе с В.А. Серовым начал преподавать в своей "альма мастер" - Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С их приходом творческая атмосфера в училище изменилась, ученики соприкоснулись с новыми формами искусства. Серов и Коровин, являвшиеся в этот период центром московской школы живописи, воспитали плеяду легендарных художников, в том числе которых П. Кузнецов, К. Петров - Водкин, С. Судейкин, Р. Фальк, К. Юон, И. Машков и другие.

В 1900-е годы живописный дар Коровина расцветает, разворачивается в полную силу. Это проявляется в портретах, к лучшим из которых относятся портреты ближайшего друга Ф.И. Шаляпина, И.А. Морозова, Н.Д. Чичагова.

Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911. Холст, масло.

В пейзаже Коровин ищет впечатлений, отличающихся особой зрелищностью, повышенной декоративной силой. Поэтому лирические образы среднерусской или северной природы сменяются видами Крыма и парижскими мотивами. В серии этюдов, называемой "Парижские огни", улицы ночного Парижа, написанные сверху - с балкона гостиницы, - представляются морем огней, мозаикой цвета и света.

Столь же важным оказались для Коровина впечатления от Крыма, где он подолгу жил, выстроив в Гурзуфе дачу, названную "Саламбо" в память об одном из своих спектаклей. В Крыму он нашел ту силу света, которая преображала реальность. В пейзаже "Кафе в Ялте" (1905) предметы и фигуры людей, растворенные в свете, утрачивают материальность и оставляют лишь цветовой след на полотне.

Кафе в Ялте. 1905. Холст, масло. 44,5х71,5

Крым дал Коровину не только пейзажные мотивы, но еще одну форму воплощения красоты и радости жизни - натюрморт. В картинах 1910-х гг. буйство коровинских красок, виртуозность кистевых мазков достигали полной раскрепощенности в изображении цветов, плодов, рыбы, зелени.

Пристань в Крыму. 1913. Холст, масло. 67.5х84,5.

Натюрморт. 1912. Холст, масло. 91,5х73,5

Рыбы, вино и фрукты. 1916. Холст, масло. 64,7х86,8

С 1914 г. в жизнь художника входит не только общая беда - война, но и круговорот личных несчастий: попадает под трамвай и становится инвалидом любимый сын Алексей, гибнут в пожаре театральные работы - плод девятнадцатилетнего труда, обостряется болезнь сердца. Но и в труднейшие годы обаяние, шарм, вкус Константина Коровина не изменяли ему. Лишь в годы после революции страх за сына и сознание собственной беззащитности и ненужности надламывают художника. В 1923 г. Коровин с семьей выехал за границу.

Во Франции Коровин трудился для театра - оформлял постановки труппы Анны Павловой, гастроли Федора Шаляпина, писал натюрморты и виды Парижа. Далекая Россия возвращалась к нему в его воспоминаниях, запечатлевших один из многих талантов художника - необыкновенный дар рассказчика. В последние годы своей жизни болезнь сердца сильно изменила его. Он хотел умереть на родине, но это не было ему суждено. Константин Алексеевич Коровин умер в Париже 11 сентября 1939 года в Париже, как и его друг, Федор Шаляпин, скончавшийся годом раньше.